Литературный музей И. С. Шмелева
Адрес:
Профессорский уголок, ул. Комсомольская, 4
Время работы: с 9 до 17 часов. Выходной - воскресенье, понедельник Телефон: 30-570
Единственный в СНГ музей, повествующий о самобытном русском писателе, одном из ярких представителей русского зарубежья. Впервые Иван Сергеевич Шмелев (03.X.1873-24.VI.1950) побывал в Алуште в 1907 г. - на даче своего редактора Д. И. Тихомирова (педагога и издателя детского журнала), в Профессорском Уголке. Крымская природа, ее роскошь и великолепие, произвели на писателя большое впечатление, которое отразилось позже в рассказах "Под горами" (1907) и "Виноград" (1913). Шмелеву хотелось поселиться в Крыму, он не раз говорил об этом в письмах к сыну (в действующую армию в 1916-1917 гг.). В 1917 г., после месячного летнего пребывания на даче у С. Н. Сергеева-Ценского, ему удалось сговориться и купить находящийся неподалеку участок Машковцева. Шмелев намеревался строить дом, сажать виноград, наслаждаться чудесным Крымом и даже завести лошадь... Мечта - жить в Крыму - сбылась для Шмелева, но страшным образом. Здесь он пережил все ужасы гражданской войны. Летом 1918 г. он уехал из Советской России в занятую немцами Алушту, где гостил сначала у Ценского, потом у Е. Н. Тихомировой, вдовы своего редактора. Позднее жил в собственном маленьком домике. Когда весной 1922 г. он возвратился обратно в Москву, поэт И. А. Белоусов, друг писателя, вспоминал: "…Шмелев вернулся в Москву, я едва узнал его при встрече: вместо живого, подвижного и всегда бодрого, я встретил согнутого, седого, с отросшей бородой разбитого человека. В Москве он несколько поправился, но страшно тосковал, что не может писать". Во имя будущего литературного труда Шмелев эмигрировал в 1922 г. во Францию, видя единственный смысл жизни в долге рассказать миру о том, что произошло в России. Первое же его произведение - "Солнце мертвых" - о страшном голоде в Крыму в 1921 г. - было переведено на 5 языков и вызвало горячие отклики лучших писателей мира. Истории создания романа посвящен специальный раздел экспозиции. И. С. Шмелев в своих книгах не пишет о зверствах, очевидцем которых был. Здесь нет статистики и не анализируется политическая ситуация. Он пишет о душе человеческой, о "судорогах" этой души в страшных кровавых испытаниях. Бред, меркнущее сознание, "подполье" и его тайники; сбивчивый ритм повествования, захлеб, поток сознания; страшные темы преступления и безумия - все это в крымских рассказах Шмелева напоминает Достоевского. Экспозиция музея отражает основные этапы жизни И. С. Шмелева, главное внимание уделено алуштинскому периоду 1917-1922 гг., годам жизни и творчества в эмиграции. Картины, мебель, предметы быта, книги и фотографии создают образ неосуществленной мечты И. С. Шмелева: иметь среди роскошной крымской природы свою собственную писательскую мастерскую. |